История города
Впервые город упоминается под названием Возвягель в 1256 г. в «Галицко-Волынской летописи». Годом позже, из-за непокорности его жителей он был сожжён дружиной князя Даниила Галицкого. Недавние археологические раскопки городища на правом берегу Случи, описанного ещё в конце Х I Х в. В.Антоновичем, позволили определить местоположение, примерные размеры и особенности быта этого древнего города.
На протяжении XVIII в. были воздвигнуты главные храмы Звягеля: в 1730 г. - деревянный собор, около 1740 г. - Большая синагога, примерно в середине столетия - деревянная церковь Святой Троицы, а в 1766 г. - новый каменный костёл (при этом была разобрана часть стен замка). В 1766 г. в Звягеле было 379 домов, но в 1775 г., после большого пожара, осталось только 234.8 Согласно устным преданиям, в XVIII ст. местечко простиралось на запад примерно до нынешнего кинотеатра, а дальше начинался лес.
Размеры города значительно выросли после сооружения в 1850-х гг. Киево-Брестского шоссе. При этом была вымощена камнем и продолжена до реки Случь улица Житомирская, тогда как улица Корецкая дала начало Ново-Корецкому шоссе, которое простиралось севернее существовавшей ранее почтовой дороги в Острог (с тех пор её стали называть Старо-Корецкой дорогой или Старо-Корецкой улицей). У развилки двух дорог по типовому проекту был построен комплекс зданий конно-почтовой станции, от которого неплохо сохранились станционный дом, гостиница и ямская (ныне – склады «Военторга»).
Очередное расширение территории города произошло после окончания строительства в 1916 г. в окрестностях города железной дороги Шепетовка-Коростень. При этом были воздвигнуты металлические мосты через реки Случь и Смолку (1913 г.), станционные здания. В 1918 г., в период германской оккупации, многие улицы были электрифицированы после установки двигателя на водяной мельнице. Одновременно на каждом здании появились таблички с номерами, была вымощена дорога от железнодорожной станции до центральной части города.
В рамках кампании по борьбе с религией по приказу местных властей были сначала закрыты, а к середине 1930-х гг. снесены большинство храмов Новограда-Волынского. Особенно трагическим в этом отношении был 1935 год, когда на рассвете 23 июня после прогремевших взрывов были полностью разрушены собор и костёл. Такая же судьба ожидала и Большую синагогу. Но из-за того, что рядом с ней находилось множество жилых домов, её не подвергли разрушению, а превратили в мастерскую по вулканизации шин. А перед началом войны её здание лишилось дверей и окон и пустовало.
Массовая застройка Новограда-Волынского в послевоенный период (особенно на протяжении 1970-90-х годов), безусловно, улучшила жилищно-бытовые условия горожан. Многие улицы были заасфальтированы, освещены, расширилась их проезжая часть. Появились новые зоны отдыха. Живописные берега реки Случь со множеством пляжей, довольно чистые ещё в тот период вода и воздух, а также обилие дешёвых фруктов и овощей – всё это в 1950-70-х годах привлекало немалое количество киевлян, харьковчан, львовян, москвичей и жителей других больших городов бывшего Советского Союза, которые, испытывая недостаток во всём этом, каждое лето приежали в Новоград-Волынский к своим родственникам и друзьям.
|